1. Главная
  2. churches
  3. Одинцовское благочиние
  4. Христорождественский храм посёлка Барвиха

Христорождественский храм посёлка Барвиха

127
Изначально церковь была деревянной (дата построения неизвестна) и принадлежала селу Подушкино. 1627г. – первая точная дата в истории с Подушкино и церкви, занесенная в писцовую книгу. Судя по описанию, село было небольшое: кроме двора вотчинника и небольшой деревянной Рождественской церкви в нём насчитывалось всего 6 крестьянских и три бобыльских двора, где жило 15 человек. Для церкви значимым событием явился переход во владение с. Подушкина (и прилегающего с.Рождествено) к Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750г. находим “указ о построении коллежскому ассесору А.М.Воейкову Московского уезда, Загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождествено – Подушкина вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте.” Точная дата постройки по разным источникам расходится, но можно утверждать, что к 1767г. каменная церковь в виде креста с колокольней уже была. Известно также, что новая церковь долго не освящалась. В 1830г. “тщанием господина Григория Сергеевича Кушникова” здание расширено и устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. Существуют различные выписки разных времен о причте. ХХ-ый век. В 1920-е годы церковь пытаются закрыть. 2 августа 1925г., приход церкви, явно под давлением, заключает договор с Московским Уездным Советом под страхом уголовной ответственности не допускать в здании церкви «политических собраний враждебного Советской власти направления», произнесения проповедей и речей враждебных Советской власти, преподавания религиозных вероучений лицам, не достигшим совершеннолетия и др. 30 октября того же года, спустя три месяца, Президиум Мосгубисполкома постановляет “ликвидировать церковь в пос. Барвиха”. Но дважды выезжавшему для ликвидации представителю Администрации отдела Московского УИКа “было оказано сопротивление со стороны «собравшейся толпы». 5 мая 1927 г. — новая попытка “ликвидации”. Церковь властям удалось закрыть лишь в начале 1930-х годов. Здание было обезображено до неузнаваемости. В бывшем здании церкви были устроены практичные по мнению строителей новой жизни, “институты”: баня, душевая, прачечная, ЖЭК и милиция. Кладбище перед алтарем было перерыто и уничтожено. 18 ноября 1994г – первое приходское собрание. 5 декабря 1994г – регистрация устава прихода в Епархии (фактическое его признание и благословение). 15 февраля 1995г – регистрация прихода в Министерстве Юстиции РФ. 19 августа 1995г. – служится первый молебен у исковерканного здания храма перед бывшим алтарём (внутрь не пускают). Служат: отец Николай Цуканов и дьякон Иоанн Печагин из церкви Гребневской иконы Божией Матери г. Одинцово. С этого момента стали понемногу освобождаться помещения здания (раньше отказывали). Большую роль в этом сыграла помощь зам. директора санатория Букарёва Александра Ивановича. Также в 1995г. инициативная группа начинает сбор подписей за восстановление церкви. Не смотря на то, что подписи в достаточном количестве были собраны, этого оказалось недостаточным. Пришлось ещё доказывать, что именно это здание ранее было зданием церкви, т.к. по внешнему виду это определить было невозможно, а во всех отчётных документах оно значилось как банно – прачечный комбинат. Из разных архивов, в т.ч. г. Санкт-Петербурга удалось собрать достаточное количество информации, а главное, была найдена фотография церкви, сделанная накануне вандального разрушения и только после этого удалось зарегистрировать здание как церковь (памятник культуры и архитектуры) и передано приходу. Проектные работы и контроль за восстановлением здания церкви провёл архитектор Яганов А.В. В 1996г в храм был назначен настоятель — священник Иоанн Печагин, и на престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1996г. была отслужена первая Божественная литургия. Служили на втором этаже ЖЭКа во временно устроенном алтаре. Восстановление храма началось с колокольни и трапезной, а лишь затем, во вновь отстроенную трапезную, перенесли со второго этажа временный алтарь. С этого момента начался заключительный этап реставрации – восстановление четырехгранника, восьмигранника, купола и апсиды (алтарной части). Март-апрель 1996г. – на 2-м этаже сооружается временный иконостас. Начинается разборка водонапорной башни силами прихода и добровольцев. К этому времени из здания выселены службы ЖЭКа (кроме мастерских, расположенных в алтарной части). Продолжают функционировать баня и душевые. 9 июля 1996г. – отслужена первая Божественная литургия. В течении 1997г. — восстановлена колокольня, подарены первые 6 колоколов, мастерская выселена, баня закрыта и демонтирована. В течении 1998г. – демонтируются стены, бетонные перекрытия и перегородки трапезной, построенные в советский период. Подарены (тем же благотворителем) ещё 4 колокола. В течении 1999г. — восстановлена трапезная и в неё перенесён временный алтарь (дата «переезда» — 02.07.99г.). Разбираются ненужные стены, перекрытия и перегородки остальной части Храма. Начинается восстановление алтарной части, четверика, восьмигранника и купола. В течении 2000г. — восстановлены: алтарь, четверик, восьмигранник и купол. В течении 2001г. – отделочные работы. Храм окончательно приобретает первоначальный облик. В ноябре сломана временная техническая перегородка, разделявшая (на время восстановительных работ), основную часть храма от трапезной. 2002 – 2008г.г г. – восстановление иконостаса и внутреннего убранства, расписываются стены. По территории храма: 1997 – 2008г.г – приведена в порядок территория храма: вымощены плиткой дорожки и площадка перед храмом, разбиты газоны и клумбы, посажены деревья, установлен кованый забор по периметру. 2001 – 2003г.г. – строительство воскресной школы. 2004 – 2008г.г. — строительство крестильни. 2005 – 2006г.г. — строительство ризницы. В настоящее время храм полностью восстановлен, территория облагорожена – разбиты клумбы и газоны, а оставшаяся часть вымощена. На территории также построены: крестильня, воскресная школа и ризница. 26 июля 2009г. – состоялось Великое освящение храма во главе с епископом Можайским Григорием.