Могила протоиерея Василия Владышевского

История

Рузское Благочиние. Покровский храм деревня Алексино

Протоиерей Василий Владышевский родился 9 мая 1935 года в небольшом селе Угриновка, расположенном недалеко от города  Хмельник Винницкой области УССР.  Его родители – Феодосий Иванович и Акилина Федосьевна были родом из верующих семей. Прадед по материнской линии Сила  на свои средства строил монастырь, дед был церковным старостой и регентом церковного хора . В этом же хоре пели и будущие родители Василия, обладающие хорошими голосами.

Феодосий Иванович и Акилина Федосьевна поженились в 1926 году, в непростое время коллективизации и раскулачивания зажиточных крестьян. Молодую семью, у которой было еще совсем небольшое свое хозяйство, приговорили к раскулачиванию и ссылке в Сибирь.  За Феодосием Ивановичем пришли красноармейцы во главе с комиссаром, чтобы арестовать и увезти в тюрьму на Медвежью Гору, но сделать это им не удалось. Выпрыгнув из окна, Феодосий убежал, скрывшись в кукурузных полях. Этот спасительный прыжок спас жизнь всей будущей семьи. Феодосию Ивановичу удалось добраться до Москвы и   устроиться разнорабочим. Он был мастером на все руки, постоянно совмещал разные работы – был слесарем, водил и ремонтировал автомашины, сапожничал. Во время Великой Отечественной войны он, уже будучи инвалидом, принимал активное участие в защите Москвы, за что был награжден двумя медалями «За оборону Москвы».

В семье Феодосия Ивановича и Акилины Федосьевны родилось 10 детей: 6 братьев и 4 сестры. Мать Акилина  Федосьевна была человеком глубоко религиозным, добродетельным и справедливым. Она была настоящим центром семьи, прививала веру детям, укрепляя дух братолюбия, взаимопомощи, постоянно читала духовную литературу, молилась и учила этому детей.  На праздники все дети, а потом и их семьи, собирались вместе на церковные праздники, на Рождество пели колядки, устраивали небольшие концерты(тем более,что двое-сестра Татьяна и брат Борис получили хорошее музыкальное образование). Акилина Федосьевна была награждена тремя орденами «Материнская слава» 1, 2 и 3 степени.  Она была избрана членом двадцатки церкви «Всех святых» на Соколе, и мечтала о том, чтобы кто-нибудь из ее сыновей стал священником. Ее   молитвы были услышаны и  сын Василий стал священником.

Василий был старшим сыном в семье Владышевских. Когда ему исполнилось 6 лет, началась Великая Отечественная  война, а с нею пришли беды,  карточки, недоедание. Голодное военное детство тяжело отразилось на здоровье Василия, он часто болел воспалением легких, постоянно кашлял, и мать прилагала много усилий для  восстановления его здоровья.

У отца Василия была очень интересная длинная дорога к Богу. По воспоминаниям своих братьев, он был самым атеистично настроенным в семье, долго сопротивлялся уговорам родителей пойти в храм. После окончания средней школы Василий поступил в ФЗУ на специальность обувщик пошивщик. После училища обучался  на вечернем отделении   Московского химико-технологического института, одновременно работая на стройке для получения собственного жилья. С четвертого курса института Василию пришлось уйти по семейным обстоятельствам ,и некоторое время он работал на московском кожевенном заводе химиком-технологом .В конце 70-х годов Василий поступил на рабфак при МГУ для получения специальности журналиста, работал в различных издательствах, где среди прочего писал очень интересные статьи про свою семью. Но когда стало ясно, что он из верующей семьи, его отовсюду уволили. Последним местом светской работы Василия была малотиражка «Знамя строителя» при Мосстрое. Надо сказать, время было очень тяжелое и, чтобы прокормить свою семью, Василий  брался за любую работу :вместе со своим младшим братом Юрием разгружал вагоны, натирал полы в школах. Несмотря на жизненные трудности он ,не оставил своих убеждений, не оставил Бога, и в конце концов стал священником.

В начале 60-х годов, которые как по иронии судьбы назвали “оттепелью”, усилились гонения на верующих. Вновь начали закрывать монастыри и храмы, государство прилагало огромные усилия, чтобы не пускать в церковь  молодежь ( до 18 лет в церковь без родителей  не допускали). К молодым людям, молящимся в храме, могли подойти и потребовать выйти для особого разговора. На Пасху у входа выстраивался контроль, который не пропускал в церковь лиц моложе 18 лет. В храмах начались облавы. Под эту кампанию попала сестра о. Василия Татьяна Владышевская. Как-то в субботу вечером комсомольский патруль заметил ее выходящей из храма, и ее тут же забрали  прямо в милицию. Там они выяснили, что Татьяна из верующей многодетной семьи, и для “перевоспитания” к семье Владышевских был приставлен отставной военный, который со рьяно подошел к делу перевоспитания молодежи. Он вмешивался в жизнь каждого из детей, вел атеистические беседы с Василием и другими братьями и сестрами, ходил по всем учебным заведениям, в которых они учились, чтобы поставить в известность    начальство о неблагонадежности и заблуждениях Владышевских. Особенно остро реагировала школа: там младших детей стали обижать, а одного из них одноклассники и вовсе избили. Учителя приходили в дом для бесед с Акилиной Федосьевной, но мать им активно противостояла, в конце концов они ей пригрозили: “Вот родила десять детей, а теперь еще и в тюрьме посидишь, и материнства лишим за такое воспитание”. Все это привело к сильному расстройству ее нервной системы, да и всей семье было несладко. В семье начался разлад, Василий и его братья и сестры испытали на себе сильное атеистическое давление, в поисках правды между ними начались споры и ссоры.  Семья оказалась в изоляции и чувствовала себя оставленной.

Но вскоре Бог послал помощь. Однажды по пути в Троице-Сергиеву Лавру, в электричке, сестра о. Василия Татьяна познакомилась с Ивановым Николаем Павловичем, как оказалось впоследствии -с тайным  священником, протоиереем . Она привела его в дом, познакомила с родителями, братьями и сестрами , и он стал настоящим духовным отцом для всей семьи Владышевских и их близких друзей.

Николай Павлович великолепно знал Священное Писание, он был преподавателем Ветхого завета в Саратовской духовной семинарии и долгие годы работал литературным редактором в издательском отделе Московская Патриархии. Николай Павлович сыграл большую роль в жизни и духовном воспитании всей семьи Владышевских, ведь он сам был примером высокой христианской жизни. Николай Павлович   любил молодежь, старался всем помочь,  объяснял ,что такое христианство, как  быть  достойным христианином, что значит жить по-христиански. Особую роль он сыграл в жизни Василия Владышевского. Николай Павлович умел выразить словами, показать красоту православного богослужения, его глубину и значимость, в этом он был истинным наставником о. Василия.  Кроме того Николай Павлович был дружен с некоторым высшим духовенством, особенно с архиепископом Саратовским и Вольским Пименом(в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевский,1923-1993+), и с которым он познакомил семью Владышевских.  Когда владыка Пимен приезжал в Москву, он часто гостил в доме Владышевских, запросто общался со всеми членами семьи.  Будучи человеком высокой культуры и больших знаний, владыка Пимен оказал неизгладимое впечатление на всю семью и особенно на о. Василия.

Николай Павлович был тесно знаком также с митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (в миру Константин Николаевич Вендланд (1909-1989+)— епископ Русской Церкви; церковный историк, учёный-геолог), который   1969 году поставил о. Василия во чтеца, а чуть позже рукоположил во дьякона.  В сане диакона отец Василий прослужил в Ярославле полгода. Затем он был рукоположен во пресвитера и продолжал свое служение под омофором митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна  в соборе города Рыбинска и в Покровском храме г. Переславль-Залесский.

После хиротонии отец Василий поступил на заочное отделение   Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде (тогда-в Загорске). За 27 лет священства отцу Василию пришлось много раз сменить место службы из-за проблем с местной властью: сначала перевестись в Переславль-Залесский Ярославской области,затем, в 80-х  годах, в Московскую область. Сначала он служил в храме деревни Обухово Солнечногорского района. До о. Василия в этом храме служил протоиерей Владислав Шумов, о нем шла молва, что он обладает даром прозорливости. Прослышав это, однажды в церковь в Обухово приехал местный уполномоченный по делам религий (была такая должность), желавший побеседовать с о. Владиславом. В разговоре, как бы между прочим, о. Владислав сказал, что в стране  скоро грядут большие перемены, и на русский трон сядет новый царь – Михаил.  После такого заявления отец Владислав был отправлен за штат. Когда в Обухово стал служить отец Василий, о. Владислав по-прежнему постоянно находился в церкви, хотя из-за этого у отца Василия и были неприятности с местной властью ,и это отчасти послужило причиной его перевода на другое место службы -в Троицкий храм  города Подольска.

С середины 90-х годов и до самой своей кончины в 1996 году отец Василий служил в Покровском храме села Алексино Рузского района Московской области.  Отец Александр Торик – известный церковный писатель, вспоминает: «…протоиерей отец Василий Владышевский, которого я очень люблю, которому я очень благодарен, я не раз и писал, и говорил о нем, вот в 1984 году я пришел к нему алтарником. Его тоже перевели из Подольска, когда вот советская власть за то, что он популярностью очень пользовался как проповедник, молодежи всегда у него много собиралось вокруг него, его поэтому гоняли с места на место и вот его в глухой сельский храм, село Алексино, тогда это достаточное глухое место, отправили…».

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Алексино Рузского района до назначения туда отца Василия служил о. Владимир Шибаев, также неугодный властям. И некоторые прихожане были недовольны переводом отца Владимира Шибаева на другое место служения. Поэтому когда отец Василий впервые приехал на свой будущий приход, его встретили негостеприимно. Некоторое время в храме не было даже хора. К счастью, своей любовью отцу Василию спустя некоторое время удалось снискать расположение прихожан, появилось много молодежи и постепенно сформировалась новая община. Из Москвы  приезжали на службу верующие люди разного возраста. Вновь приехавшие прихожане ставились на клирос, где осваивали пение и устав богослужения, даже кафизмы читались полностью, как в монастыре. Из алексинского прихода вышло много счастливых семейных пар, а также около 20 священников, которых о.Василий практически обучил на своем клиросе. После служб все непременно направлялись на трапезу, где происходило общение членов общины, которая постепенно все более расширялась. О. Василий горячо любил свою паству называл храм родным домом, а приход – братством; в самом деле его братство было чудом духовного единения и взаимной любви. О. Василий обладал живым и мягким характером, привлекавшим к нему множество людей. Он не был блестящим проповедником, но в его словах была правда и искренность. Батюшка  был очень энергичным человеком, характер его был открытым, общительным  и в то же время отец Василий был очень внимательным собеседником. Его духовный опыт позволял ему глубоко понимать людей, вникать в жизнь, давать правильные наставления.

Сохранилось много воспоминаний об отце Василии его прихожан, некоторые из которых стали священниками. Они описывали свои впечатления от великопостных богослужений, о беседах с батюшкой, о напряженной духовной жизни в дни Великого поста. Многие приезжали в Алексино специально на первую неделю Великого поста, когда совершалась сугубая молитва.

Отец Василий любил красоту и уставной порядок богослужения, был хорошо знакомым с древнерусским богослужением. Этому способствовала дружба батюшки со старообрядческим священником отцом Евгением Бобковым – знатоком древнерусского церковного устава, икон и певческой культуры. Тесное общение с о. Евгением, изучение древнерусских святынь помогли отцу Василию глубоко понять древнерусское наследие, церковное искусство, стать подлинным ценителем и знатоком древнерусской иконописи, архитектуры, звона, церковного пения,и  для него важно было сохранять древние русские традиции. Ко всему древнерусскому искусству и ремесленничеству он сохранял большой интерес, все вызывало в его душе отклик.  Особенно о.Василий любил полноту древнего богослужения и старался привить свою любовь к службе молодым прихожанам. Алексей Пентковский рассказывал как обычно субботними вечерами в храме допоздна служили всенощное бдение: “Познание литургических особенностей и всех тайн богослужения нас увлекало. Мы стремились почитать Типикон, узнавать первопричины и все оттенки православного богослужения”.  Позже участники этих служб их “Алексинской школой”.  Эти службы по старому уставу сформировали не только прекрасных священнослужителей, но и помогли сформироваться исследователям – историкам, вышедшим из алексинского прихода. Алексей Пентковский свое исследование посвятил раннему Студитскому уставу в русской церкви, Ольга Крашенинникова – истории Октоиха. Алексинская община была очень активной, ее члены участвовали в открытии новых храмов в том числе и в Москве. Например, храм Благовещения в Крылатском, где отец Василий служил на паперти полуразрушенного храма первый молебен ,был  восстановлен среди прочих и прихожанами из Алексино.

Отец Василий любил  современную живопись, понимал ее, дружил со многими художниками и как мог стремился помогать им в их нелегкой жизни. Среди его друзей был известный художник-шестидесятник Олег Гостев.

Особая, постоянная связь была у него с художниками — реставраторами и иконописцами. В  церкви в Алексино сохранились прекрасные  резные и раскрашенные иконы, подаренные в храм этими иконописцами, друзьями о. Василия.

Смерть о. Василия наступила после продолжительной болезни 24 февраля 1996 года.  В Прощеное воскресение состоялось прощание с усопшим. Погребальное богослужение пришлось в первый день Великого поста, на нем присутствовало множество прихожан, духовенство, съехавшееся из разных уголков России, среди которых было 18 священников, вышедших из алексинского прихода. Похоронен протоиерей Василий Владышевский в церковной ограде за алтарем родного храма.

Добрый десяток младенцев были названы в память об отце Василии, в том числе и двое внуков батюшки. С 1996 года настоятелем храма служит сын отца Василия-протоиерей Вадим Владышевский.