Покровский храм д. Нахабино

История Храма

История Храма Пресвятой Богородицы в Нахабино (первое упоминание - в 1573-1575 гг.)
История села Нахабино неразрывно связана с историей храма Покрова Пресвятой Богородицы.
1). XVI век. Нахабино – узловой пункт Троице-Сергеевой Лавры.


Первое упоминание в архивах о наличии в Нахабино церкви Покрова Пресвятой Богородицы относится к 1573-1575 гг. В писцовых книгах за эти годы можно прочитать: «Въ Горетове жъ стану: Село Нахабино, а въ немъ церк. Покровъ Св.Богородицы древена, клетцки, в церковная строенья, образы и книги, и свечи, и звонъ, клепало и всякое церковная строения монастырское».
В 1482 году от Рождества Христова инок Ион Плещеев по завещанию передал во владения Троице-Сергиевому монастырю Караулово и Нахабино. Последнее, отходило обители после кончины его матушки. Родственники решение не одобрили и выкупили свою родовую вотчину у монастыря и передали Плещееву Петру. Но его сын добровольно передал село монастырю Троице-Сергиевой лавры в 1543 году. Об этом написано в кормовой книге обители.


В царствование Ивана Грозного село Нахабино являлось одной из крупнейших монастырских вотчин на территории Подмосковья. Храм был подворьем Троице-Сергиева монастыря и имел придел преподобного Сергия Радонежского. Через леса и болота пролегала прямая дорога от села Нахабино до Свято-Троицкой Сергеевой Лавры. Нахабино – узловой пункт «монастырщины» - в кормовой книге этого времени значится как «село Нахабинское, а к нему 38 деревень, а вытей 52, а в письменных книгах написано сох и треть сохи, кормити корм меншой». В писцовых книгах за 1585 год можно прочитать: «а на церковь Покров Пресвятой Богородицы древяна, клетцки, а церковная строенья образы, и книги, и звонъ, клепало и всякое церковная строенья монастырское, у церкви дворъ поповъ да 3 кельи нищихъ, да въ селе дворъ монастырский, да въ томъ же селе прудъ сь кераси».
2). XVII-XVIII века.


После Смутного времени, из-за вторжения интервентов, разорению Литвою и чумных эпидемий в 1606-1612 гг. в Нахабино совсем не осталось людей. Были сожжены и разрушены строения. Нахабино сильно пострадало от польских интервентов: в отместку за неудачный штурм Троице-Сергиевой обители они беспощадно уничтожали все вотчины монастыря. В дозорной книге монастыря в 1614 году записано «а по новому дозору всё впусте». В 1623 году в нём числится «пустошъ, что было село Нахабино и 42 пустоши». В 1633-1634 годах восстанавливается церковь. В приходной книге Патриаршего казённого приказа за 1635 год записано: «церковъ Покрова Святой Богородицы, да пределъ Сергiя Радонежскаго чудотворца, в селе Нахабине; дани 17 алтынъ 2 деньги, десятильничихъ и гривна; апреля въ 22 день те деньги взято; платилъ Троицкаго монастыря служка Иванъ Мешковъ». К 1640 году Нахабино и пустоши медленно заселяются крестьянами, выезжающими из других владений Троице-Сергеевой Лавры. В переписных книгах за 1646 год в селе числятся «26 дворовъ крестьянскихъ, въ нихъ 58 человекъ, при церкви находится во дворе попъ Матвей и его дети: дьячёкъ Иванъ и пономаръ Владимip».


В 1656 году шестой Московский Патриарх Никон начинает строительство Новоиерусалимского монастыря как подмосковной резиденции патриархов. По замыслу Никона, монастырь в будущем должен стать центром православного мира. И Нахабино,
вероятно, должно было войти в «подмосковную Палестину». В мае 1657 года патриарх Никон совершает крупный обмен с Троице-Сергеевым монастырём., отбирая у монастыря «село Нахабинское в Горетове стане с 1606 четв. Земли, взамен отдав село Лаврове в Переславском уезде со 135 четв. Земли». Обмен неравноценный. Но после соборного суда 1666 года над Никоном, село Нахабино – вновь вотчина Троице-Сергеева монастыря.


В переписных книгах 1678 года – числится 21 двор. Там же за 1685-1686 годы можно прочитать: «вотчина Троицы Сергiева монастыря село Нахабино. На речке Нахабинке, а в немъ церковъ во имя Пречистыя Богородицы Покрова древянная клетцки, а в церкви: образы и книги, и ризы, и всякая церковная утварь и колокола строенiе мiрское, а клепало железное монастырское, а у той церкви во дворе попъ Фёдоръ Васильевъ, да у него жъ дьячки Васка Ларiонов и Васка Ивановъ живутъ въ одномъ дворе, дворъ монастырской, дворъ скотной, въ нёмъ два человека, да въ селе жъ 22 двора крестьянскихъ, людей въ нихъ 98 человекъ».


Вотчиной Троице-Сергеева монастыря Нахабино будет еще почти 80 лет. За это время село медленно разрастается. В 1704 году здесь находится «дворъ монастырский съ 5 человеками 35 дворовъ крестьянскихъ. В нихъ 129 человекъ. При церкви состоит священник Василiй Ивановъ, дьячёкъ Марка Алексеевъ и пономарь Савелiй». В 1762 году в селе «105 душ мужского и 116 женского пола».
В 1781 году учреждается Московская губерния с 15 уездами и 193 волостями. Нахабино, как достаточно крупное «119 душ мужского и 126 женского пола» и удобно расположенное «населённое место», становится центром низшей сельской административно-территориальной единицей – Нахабинской волостью Звенигородского уезда. Почти через 80 лет, в 1862 году, в Нахабино – «60 дворов, 190 душъ мужского пола и 200 душъ женского пола».


3). XIX век. Строительство каменного храма.


В начале 60-х годов XIX века, когда у нахабинцев стали появляться «первые лишние деньги», на общем сельском сборе принимается решение о строительстве красивой, вместительной, и главное – каменной церкви. В сентябре 1860 года священник и крестьяне ходатайствовали о строительстве в селе каменной церкви вместо деревянной: «...Церковь наша построена из дерева, не имеет печей и малопоместительна...». Благочинный по результатам осмотра церкви сделал заключение о действительной необходимости строительства каменного храма. Но Московская палата государственных имуществ ответила, что она не сможет оказать финансовой помощи в строительстве церкви. Тогда на помощь пришла прихожанка Анастасия Павловна Щербинина, дочь генерал-лейтенанта. Она приняла большую часть расходов на себя, оплатив изготовление плана, фасада и сметы. «А также взяла на себя распоряжение о строительстве при посредстве троих крестьян: Николая Фёдорова, Иеремии Иванова, Ивана Антипова. Для сбора денежных средств, крестьянское общество просило выдавать хромозданную книгу на имя вологодского мещанина Александра Викторовича Захарова. Четыре года ведётся строительство.


И в 1866 году «от старой церкви в 8 саженях, от большой Воскресенской дороги (Волоколамского тракта) в 12 саженях, от слободы крестьян в 25 саженях» появляется новая церковь – довольно красивой архитектуры, построенная в византийском стиле. Невысокая, но широкая, с одним объёмистым куполом, на синем поле которого сверкают золотые звёзды. «Окрашен храм в довольно редкий для церквей цвет – шоколадный». Вместимость сооружения около 150 человек. В селе тогда уже было 100 дворов и до 500 жителей. «Въ церкви есть икона преп. Сергiя XVII столетiя, но надписи на ней, работы монастырскихъ иконописцевъ». Со временем здесь будет много дорогой церковной утвари и украшений. Храм по фотографиям и по сей день поражает своим великолепием. В те времена Москва не была привычным мегаполисом XXI века, но храм в селе Нахабино
под свои своды собирал тысячи паломников. Шла молитва о чудесном исцелении недуга пьянства.


4). Священник Сергий Пермский. Первое в России общество трезвости.

В конце ХIХ века, 25 сентября 1891 года по инициативе настоятеля Покровского храма, священника Сергия Павловича Пермского было основано первое в России Общество трезвости, впоследствии Сергиевское общество трезвости. Пишет Сергий Пермский: «Это было необходимо, так как среди прихожан храма было поголовное пьянство – пьянствовали даже подростки. Так как предстояло празднование 500-летие со дня блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского, чудотворца, печальника земли Русской, то я и решил связать моё новое дело с именем этого великого святого». Чтобы между словами проповедника и его делом не было разлада, отец Сергий счёл нужным дать перед иконой преподобного Сергия обет совсем не употреблять спиртные напитки.
Страждующие недугом пьянства получали исцеления. Постепенно среди прихожан нахабинской церкви пьющих людей почти не осталось. Водка отсутствовала на сходках, поминальных обедах, допускалась лишь на свадьбах в порядке исключения. Если в первый год существования общества в него входило лишь 47 человек, то во второй – уже 118. Слава этого святого места быстро разнеслась по всей России, и к 1898 году членов общества трезвости составляло более 30 тыс. человек. А к февралю 1902 года в Сергиево- Нахабинско-Баньковском обществе трезвости насчитывалось 138 088 человек.


5). Закрытие и разрушение каменного храма (1935-1937 гг.)
Советская власть, считая Русскую Православную Церковь «носительницей враждебной идеологии», с первых дней своего правления стремилась её уничтожить. Наиболее интенсивное гонение Церкви проходило в 1935-1938 годы. «Это было время страшных испытаний для церкви. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыли решением президиума Мособлисполкома в 1935 году, её помещение хотели использовать под школу. Но в 1937 году подписали указ о взрыве Покровского храма в Нахабино вместе с фундаментом, что и исполнили через некоторое время. Это было страшным испытанием для тысячи храмов по всей стране в годы гонения христианства. Уместно здесь рассказать о жителях Нахабино, подвергшихся гонениям за приверженность русским многовековым традициям. Одним из них был мученик Матфей.
6). Мученик Матфей Гусев (1868-1938 гг.)


Матвей Иванович Гусев родился 9 августа 1868 года в селе Нахабино Павловской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Гусева. Матвей окончил сельскую школу и работал, пока не обзавелся своей семьёй, в хозяйстве отца. Впоследствии он имел свое большое крестьянское хозяйство и поставлял овес и сено для постоялого двора.
Матвей был прихожанином Покровского храма в родном селе и состоял членом церковного совета. Это при аресте в 1937 году послужило главным обвинением против него и доказательством его «преступности»; председатель и секретарь сельсовета написали о нем, что он «является ярым церковником и имеет связь с попами».
В 1933 году Матвей Иванович был арестован за невыполнение сельско- хозяйственного задания, имущество его было конфисковано, а сам он приговорен к
восьми годам заключения. После усиленных хлопот, приговор как неправосудный был отменен, а Матвей Иванович после пятнадцати дней заключения освобожден.
Опрошенные в июле 1937 года свидетели показали, что Матвей Иванович, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино храма, говорил, что если бы он был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а сейчас, хотя и хотят священник с церковной старостой что-то делать, да побаиваются. Свидетели также показали, что Матвей Иванович говорил будто бы, что советская власть никому не дает свободы, говорят о сталинской конституции, о свободе религии, а сами церковь хотят закрыть. По некоторым сведениям Матфей Гусев по поводу сохранения храма писал лично Калинину, но в ЦК партии


Повторно Матвей Иванович был арестован 7 сентября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Ему исполнилось семьдесят лет; после ареста врач местной больницы, освидетельствовав состояние его здоровья, признал почти полную потерю зрения и старческую дряхлость.
В ходе многократных допросов, вопреки давлению следователей он не отрекся от Христа и не признал своей мнимой вины. 10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила М.Гусева к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Матвей Иванович Гусев скончался в Сиблаге 18 января 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
После смерти Матвея Гусева, у него остались жена Александра и 9 детей – 6 дочерей и 3 сыновей. В настоящее время (на 2 декабря 2018 года) живы 3 внучки Матвея Гусева.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Храме Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Нахабино, где Матфей Гусев в свое время был членом церковного совета, служба в его честь совершается 29 ноября, в день памяти апостола и евангелиста Матфея.
Также память муч. Матфея совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских и в день Собора новомучеников Красногорских.


7). Возрождение храма. Строительство деревянной церкви. Первый настоятель.

Долгое время на месте Церкви Покрова Божией матери был пустырь. Возрождение храма в Нахабино началось только в конце ХХ века и совершилось по предстоятельству небесных сил в 1999 году 19 августа. Благочинный Красногорского округа протоиерей Константин Островский совершил молебен с водоосвящением. В том же году и месяце был назначен первый настоятель храма, священник Дмитрий Фролов. Это был первый священник Покровской церкви в Нахабино после времён лихолетья и гонений на православие. Богослужения сначала проводились на месте разрушенного и осквернённого храма просто под открытым небом, а затем православной общине пожертвовали вагончик, где начались службы.
В день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 1999 года, на месте разрушенной каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы установили деревянный крест. На церковные службы приходили не только жители Нахабино, но и Красногорска, Истры и соседних поселений. По усердным молитвам священства и прихожан пришли благоустроители и благотворители. На их пожертвования, во время Великого поста в 2000 году была построена деревянная церковь. Первая служба в Храме состоялась в день великого праздника – Светлого Христова Воскресенья, Пасхи 2000 года Отец Дмитрий Фролов был настоятелем Покровского храма до марта 2008 года. 29 февраля 2012 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, случилась его внезапная кончина.

8). Покровский храм в наши дни. Реставрация церкви.
С 1 апреля 2008 года по настоящее время настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы является иерей Антоний Суханов. Отец Антоний окончил православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, он выпускник Воскресной школы при Успенском храме в Красногорске.
В 2011 году к Святой Пасхе благодетели и прихожане Покровского храма пожертвовали малый набор из 8 колоколов. В Великую Пятницу после чтения Великих часов был совершён чин освящения новых колоколов. С радостью и великой благодарностью Богу слушали прихожане звонкие голоса новых кампанов.
При храме действует Воскресная школа «Покров» для детей и взрослых. Это 3 детские группы: младшая – 3-6 лет, средняя – 7-10 лет, и старшая – 11-16 лет, проходит изучение Закона Божьего, богослужебных текстов и устройства храма. И взрослая группа: изучение катехизиса - основ православной веры для взрослых и чтение Евангелия. Также для всех, готовящихся к таинству крещения и венчания, накануне проходят огласительные беседы.
С апреля 2017 года в храма существует Движение добровольцев, которое организовывает в храме воскресные чаепития, праздники и ежегодный фестиваль «Под Покровом Богородицы», проводит социальные, миссионерские, гуманитарные экологические волонтёрские акции, и делает просто «добрые» дела, а также участвует в различных православных мероприятиях и событиях в Москве и Московской области.


Недалеко от Покровского храма, на ул. Фрунзе и ул. Заречной в Нахабино находятся 2 святых источника, а также купель: в честь Казанской иконы Божией Матери, и в честь свт. Николая Мирликийских Чудотворца. На источниках совершаются молебны и освящение воды - на Светлой седмице, а также на Казанском источнике - 21 июля и 4 ноября, на Никольском источнике - 22 мая и 19 декабря. 18 января, накануне праздника Крещения Господня, также совершается освящение вод святых источников и купели.

В настоящее время, с октября 2018 года, проходит реставрация и расширение деревянной церкви – с увеличением вместимости с 65 до 180 человек. Ежедневно активно ведутся строительные работы.
Также готовится к восстановлению взорванный в 1937 году в годы лихолетья каменный храм с приделом преподобного Сергия Радонежского. Идёт процесс согласования документов по проекту строительства храма.


Приделы

В храме один придел - Покровский придел

Регулярные молебны

По четвергам служатся молебны с акафистом свт. Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому

Святыни

Ковчежец с сапожком святителя Спиридона
Икона свт. Николая Чудотворца

Святые источники

Купели и святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери.
Время работы

Круглосуточно открыт.


Адрес

Московская область, городской округ Красногорск, рабочий посёлок Нахабино, посёлок Тушинский, рядом с домом 7 по улице Тургенева.

Новомученики

Мученик Матфей (Гусев Матфей Иванович)

Мученик Матфей родился 9 августа 1868 года в селе Нахабино Павлов­ской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьяни­на Ивана Гусева. Матвей окончил сельскую школу и работал, пока не обзавел­ся своей семьей, в хозяйстве отца. Впоследствии он имел свое большое кре­стьянское хозяйство и поставлял овес и сено для постоялого двора. Матвей был прихожанином Покровского храма в родном селе и состоял членом цер­ковного совета, что при аресте в 1937 году послужило главным обвинением против него и доказательством его преступности; председатель и секретарь сельсовета написали о нем, что он «является ярым церковником и имеет связь с попами».


   В 1933 году Матвей Иванович был арестован за невыполнение сельско­хозяйственного задания, имущество его было конфисковано, а сам он приго­ворен к восьми годам заключения. После усиленных хлопот, приговор как не­правосудный был отменен, а Матвей Иванович после пятнадцати дней заклю­чения освобожден.


   Опрошенные в июле 1937 года свидетели показали, что Матвей Ивано­вич, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино храма, говорил, что если бы он был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а сейчас, хотя и хотят свя­щенник с церковной старостой что-то делать, да побаиваются. Свидетели так­же показали, что Матвей Иванович говорил будто бы, что советская власть никому не дает свободы, говорят о сталинской конституции, о свободе рели­гии, а сами церковь хотят закрыть.


   Матвей Иванович был арестован 7 сентября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Ему исполнилось семьдесят лет; после ареста врач местной больницы, освидетельствовав состояние его здоровья, признал почти полную потерю зрения и старческую дряхлость.
— Когда и сколько времени вы были церковным старостой? — спросил его следователь.
— Церковным старостой я никогда не был, но я состоял в церковном совете и был активным церковником, — ответил Матвей Иванович.
— В июне 1937 года в разговоре с односельчанином вы клеветали на советскую власть и конституцию. Дайте показания.
— В июне 1937 года я говорил: «Церковь закрыли, значит, такое время пришло». Больше я ничего не говорил. -
— В июле 1937 года в разговоре с односельчанином вы клеветали в контрреволюционном духе на советские законы. Дайте показания.
— В июле 1937 года я говорил: «Советская власть в своей конституции разрешает свободно проповедовать религию, отделила Церковь от государства, а церкви закрываются без нашего согласия...» Больше я ничего не говорил.
— С кем вы имели связь? Дайте показания.
— По долгу службы в церковном совете в 1937 году я часто ходил к священнику церкви села Нахабино и к церковной старосте, также по долгу службы в церкви.
— Какой разговор вы имели со священником?
— Разговор при встречах со священником вели чисто церковный. Один раз был разговор со священником о конституции. Я говорил, что церковь отделена от государства, и мы можем ее теперь ремонтировать. Других разгово­ров не вели.
— Следствию известно, что вы в разговоре с односельчанином в июне 1937 года, — снова и снова возвращался следователь к одним и тем же показаниям дежурного свидетеля, — клеветали на существующий строй и политику колхозного строительства. Дайте показания.
— Я никогда не клеветал на существующий строй. Я говорил, значит, такое время пришло, тяжелое, кругом вражда. Как написано в Евангелии, сын на отца, а отец на сына. Других разговоров я не вел.
— Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? - в последний раз спросил Матвея Ивановича следователь.
— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, — от­ветил тот.
  

 10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Матвея Ивановича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Матвей Иванович Гусев скончался в Сиблаге 18 января 1938 года и был погребен в безвестной могиле.



День памяти — 5 (18) января

Ночные богослужения в Покровском храме

на Пасху и Рождество Христово

Адрес храма

143430, Московская область, г.о.Красногорск, пос. Нахабино, Покровский храм, улица Советская, дом 4 А

Телефон храма