Никольский храм в с. Николо-Урюпино

История храма

Никольская церковь в селе Никольском–Урюпино – уникальная жемчужина архитектуры ХVII века. Она принадлежит к редким и замечательным по своей особенности храмам Древней Руси.
Уцелевшая белокаменная доска в притворе Никольской церкви в своей витиеватой надписи указывает год построения Храма – 1664–1665, и его строителя – «боярина князя Ианикиту Ивановича Одоевского», построившего церковь «по обещанию».

Но из исторических источников известно, что еще в начале семнадцатого века на этом месте уже стояла деревянная церковь святителя Николая Чудотворца. Так что история Никольского храма гораздо более древняя.
Зодчим каменного храма был крепостной архитектор князей Черкасских (родственников Одоевских) – Павел Сидорович Потехин.
Освещена церковь в 1667 году преосвященным Филаретом, Архиепископом Смоленским и Дорогобужским, а по словам известного потомка Голициных, Епископа Василия (Родзянко), Царь Алексей Михайлович лично присутствовал на освещении храма.

В 1833 году, согласно Клировым ведомостям, в церкви имелось три престола: холодный, во имя Нико-лая Чудотворца, и теплые – один во имя Казанской иконы Божией матери, другой во имя Черниговских чудотворцев – Михаила и Федора. Вместо престола Федора Тирона был устроен престол во имя Казанской иконы Божией матери.
Приход церкви в это время, с со-седними деревнями Поздняково, Михайловкой, Гореносово, Аникеевкой и сельцом Степановским, составлял 97 дворов с 1315 душами. В самом Никольском–Урюпине, которым в это время владел Михаил Николаевич Голицын, было 404 человека дворовых людей и 178 крестьян. К приходу Никольской церкви относилась и расположенная по левую сторону реки Липшицы деревня Минина, которую в 1812 году французы сожгли дотла.

В 1840–50х годах на западном фасаде храма была поставлена небольшая звонница, замененная на настенную колокольню по проекту известнейшего архитектора, признанного мастера стиля эклектики М.Д.Быковского.
По его же рисунку был выполнен новый главный иконостас, впоследствии утраченный вместе с придельными.
В храме были интересны два паникадила (ХVII в. и 40–х годов XIX в.) и два образа – Смоленской Божией матери и Спаса, пожертвованные Царем Алексеем Михайловичем, неоднократно заезжавшим в Урюпино и вложившим в церковь книгу «Трефолой».

Книга была в золотом окладе и метровой высоты и хранилась в сундуке под замком у одной православной верующей, почтительного возраста женщины.
После ее смерти книга и иконы были переданы родственникам, сын хозяйки продал одну из икон, затем произошел пожар, в котором со всем имуществом сгорел и сын.
В верхнем приделе хранилась копия с «Поклонения волхвов» итальянского мастера Карпаччо работы того же Егора Страхова.
Последняя архивная запись о церкви относится к 1910 году, в которой дается страховая оценка церкви и общее описание архитектурных деталей, размеры трёх иконостасов. В подвальном помещении церковь имела «духовое» отопление.

Служба в храме прекратилась в 1939 г., утварь была утрачена.
До войны церковь никто не трогал.

С 1939 г. в помещении церкви было зернохранилище. Вместе с зерном стояли сеялки и веялки, но на стенах висели иконы. Ключ от церкви находился у старосты Василия Ёлкина. Житель деревни Поздняковой, Иван Сергеевич Страмнов, силой вырвал ключ из рук старосты Василия и в числе других комсомольцев приступил к погрому.
Начали ломать иконостас, сняли со стены икону Сергия Радонежского, где он был изображен во весь рост, и другие иконы, а затем демонстративно на подводе повезли через всё село на скотный двор стелить полы. В телятнике быстро настелили полы, а ночью сторож Белов в нетрезвом состоянии обронил окурок в солому, вследствие чего произошел пожар. Сгорели телята и поросята. Был страшный рев и визг. В церкви продолжали всё крушить и ломать. Пожарными крюками сдирали паникадило.

Тут подоспели и представители НКВД в кожаных куртках. Они снимали с икон дорогие оклады, а доски с образами святых бросали в разведенный тут же костер.
Все последующие годы церковная жизнь носила жертвенный характер. Участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с опасностью ареста.
Затем в Никольском храме разместили сельский совет, потом сделали склад, а позднее храм и вовсе превратили в мастерские. До 60–х годов использовали как зерно– и овощехранилище основные нижние приделы, а в верхних приделах располагалось правление колхоза «Путь Ленина» и сельский Совет села Николо–Урюпино, деревни Поздняково и деревни Бузланово. Затем в течение 25–ти лет в помещении церкви располагался механический цех от Красногорского механического завода, стояли штамповочные станки и штамповали гайку. В Черниговском приделе была гальваника. В верхних приделах располагалась контора и бухгалтерия цеха. С конца 1980-х годов в здании располагался художественный кооператив «Практика».

Промыслом Божиим в 70-х и 80-х годах в храме велись реставрационные работы, что не дало ему окончательно разрушиться к тому времени, как местная православная община начала ходатайствовать о возобновлении здесь богослужений. Храм в те годы попытались отреставрировать как памятник истории. Был восстановлен изначальный вид кровли. Малые главы приделов заново покрыты поливным лемехом.
В 1989 году местная православная общественность начала ходатайствовать о возвращении здания церкви Святителя Николая верующим. Первое богослужение состоялось в 1990 году, 19 декабря у стены храма; второе – к 1991 году, на Антипасху, за алтарем. Службы совершал благочинный о. Александр Линда. В конце 1991 года храм вернули верующим, и в престольный праздник 19 декабря – состоялось первое Богослужение в стенах храма, которое совершил священник Владимир Елисеев, назначенный настоятелем Никольской церкви.
С большим трудом приступили к восстановлению храма, однако случившийся в 1996 году пожар внес свои коррективы, и все пришлось начинать заново. Благодаря стараниям настоятеля храма и подвижническим трудам прихожан, храм постепенно обновляется.

Судьбоносным в истории Никольского храма стал приезд сюда прямого потомка последних владельцев имения Николо-Урюпино епископа Василия (Родзянко).
Епископ Василий Родзянко (в миру Владимир) – внук последнего владельца усадьбы в Никольском–Урюпине Анны Николаевны (урожденной Голицыной) и Михаила Владимировича Родзянко, Председателя Государственной Думы IV созыва.

После открытия храма епископ Василий неоднократно приезжал навестить свое родовое имение и храм Николая Чудотворца.
Иногда в престольные праздники он совершал богослужения, а также Таинство Святого крещения приезжавших с ним из Вашингтона родственников и гостей. Владыка Василий помог возрождению храма посильными пожертвованиями, а главное – молитвами.

Первый священник Владимир Елисеев, восстанавливал храм и проводил богослужения одновременно в течение пятнадцати лет.
При свечах и керосиновой лампе, тазы с песком вместо подсвечников, солдатская тумбочка вместо престола и клубные занавески вместо алтарных врат.
Пола не было, только сплошные выбоины и ямы, где стояли многотонные станки. Оконные рамы затянуты пленкой. Так начиналась церковная жизнь.
Тщанием настоятеля Никольского храма Владимира Елисеева, прихожан, руководителей многих организаций и предприятий, при поддержке местной администрации, возглавляемой в то время Н.П. Ануриным, затем В.А. Федоровой, была проделана огромная реставрационная работа в Никольском храме.

Священник Владимир Елисеев прослужил в храме пятнадцать лет и ушел на покой, затем на его место в 2006 году был назначен священник, Владимир Крюков.
Благодаря стараниям нового настоятеля Владимира Крюкова по реставрации храма сделана уже большая часть работ. Построена газовая котельная, подведено газовое отопление в здание церкви.
Отреставрирован главный и Казанский приделы. Облагорожено церковное кладбище и территория храма, а также выполнено много других хозяйственных работ.
В храме открыта воскресная школа для детей и взрослых. Ведется миссионерская работа с военными.

Приделы

В храме пять пределов Центральный предел освящен в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских, левый Казанский в честь Иконы Божьей Матери Казанская, правый Черниговский в честь святых мучеников и исповедников Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Два верхних предела освящены в честь святых мучеников Фотия и Аникиты преподобномученицы Евдокии. Изначально левый предел бы посвящен великомученику Феодору Тирону, именно в его честь был освящен первый деревянный храм.


Ночные богослужения

Проводятся на праздник Пасхи и Рождества Христова

Крестные ходы

Крестный ход в ночь на 7 января по случаю празднования Рождества Христова и на праздник Пасхи

Адрес храма

143421, Московская обл., Красногорский р-н., с. Николо-Урюпино

Телефон храма

Сайт храма