Это одна из самых старинных икон, которая датируется предположительно XII–XIV вв., авторство приписывается то византийскому мастеру, то русскому, полоцкому, смоленскому или псковскому.
Специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, со временем древний образ был утрачен и в начале XIV века восстановлен псковским иконописцем. По данным реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не сохранился.
История образа начинается в конце XII в., когда, по преданию, икона была принесена на Русь святой Евфросинией Полоцкой, дочерью полоцкого князя Георгия. С юных лет избравшая путь подвижничества, она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой Богородицы, о чем особо молилась: «Помилуй мя, Господи, и сконча прошение мое, да бых видела Пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святей Церкви».
Между 1157 и1169 гг. преподобная Евфросиния отправила императору Мануилу I Комнину и Вселенскому Патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой « отпустить» Эфесскую икону, которая находилась в городе Эфес - одну из трех «истинных» икон Евангелиста Луки - в Полоцк. Император приказал доставить икону из Эфеса, а Патриарх благословил икону в храме Святой Софии и передал полоцким послам. Благодарная Евфросиния благоукрасила икону «златом и каменьем многоценным» и установила обычай носить ее по церквам Полоцка «по всякий вторник» (4) Как полагают исследователи, святая Евфросиния получила список с древней Эфесской иконы.
В 1579 г., после захвата Полоцка войсками Стефана Батория, икона пропала из поля зрения историков. В XVII в. она появилась в городе Торопец.
По церковному преданию в 1239 г. полоцкий князь Брячеслав, выдавая свою дочь Александру замуж за Александра Невского благословил ее чудотворной иконой Богоматери Эфесской, которая после венчания была перенесена в Торопецкий Воскресенский Собор.