1. Главная
  2. churches
  3. Рузское благочиние
  4. Храм Архангела Михаила д. Михайловское (Руинирован)

Храм Архангела Михаила д. Михайловское (Руинирован)

128
Церковь Архангела Михаила в селе, ныне деревне, Михайловское была построена в 18291837 годах на правом берегу речки Озерны, притоке реки Рузы. В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен, сохранилась лишь колокольня. В конце ХVI века село Михайловское принадлежало боярину Дмитрию Федоровичу Палецкому, потом было вотчиной князя Федора Ивановича Мстиславскаго, позднее перешло к его вдове княгине Ирине Михайловне Мстиславской. По сведениям из документов, опубликованных И.И. Светославским в 1878 году в книге «Описание МихаилоАрхангельской церкви в селе Михайловском, Рузскаго уезда» известно, что в первой четверти ХVII столетия в селе Михайловском на Озерне существовала деревянная церковь св. Архистратига Михаила с приделом во имя царя Константина. И.И. Светославский писал, что древний храм находился рядом с тем местом, на котором в 18291837 годах был выстроен каменный храм. С 1660 года село Михайловское входило в Крутицкую епархию. В начале ХVIII века деревянный храм сгорел, в 1702 году на спуске к реке Озерне был выстроен новый деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший до 1831 года. Сохранилось описание церкви, выполненное перед сносом протоиереем Рузского Воскресенского собора А.П. Успенским. Здание состояло из трех отделений: трапезной, церкви и алтаря, которые отделялись друг от друга капитальными стенами. Церковь венчал «широкий купол с наружною главою и крестом. Храм был весь холодный, с окнами в один ряд, незначительной величины. К храму примыкала при входе с западной стороны довольно возвышенная в 2 яруса, деревянная же, крытая тесом колокольня». В ХVIII веке в селе Михайловском, именовавшемся как «дом Крутицкого подворья», находились архиерейский двор, хлебные амбары, конский и скотный дворы. После секуляризации в 1764 году Екатериной П церковных и монастырских земель село перешло в распоряжение Государственной коллегии экономии. Такие владения стали именоваться экономическими. При проведении «генерального межевания» в 1766 году село было обмежевано и нанесено на крупномасштабную карту. Село числилось в Тростенском стане Звенигородского уезда. К концу 1820х годов деревянный МихаилоАрхангельскй храм пришел в ветхость, о чем благочинный, священник Воскресенского собора в Рузе Н. Шпеничников сообщал в 1828 — году епархиальному начальству: «Углы у капитальных стен, отделяющих настоящую церковь от алтаря и трапезы, совсем прогнили, и... настоящаго приличествующаго для священослужения благолепия не имеет». " Тогда же, в октябре 1828 года крестьяне села Михайловского обратились с прошением на имя митрополита Московского Филарета (Дроздова) о разрешении подвести под деревянный храм каменный фундамент. Однако епархиальное начальство признало излишним подводить под ветхую церковь новый каменный фундамент, а вместо этого предложило построить новую каменную церковь. В сентябре 1831 года была разобрана деревянная колокольня и на расстоянии около 5 саженей к западу от нее начато сооружение каменного храма, возведенного к концу 1835 года. В 1836 году на средства крестьянина деревни Городище Антона Андреева в северной части трапезной был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. ° 1 ноября 1836 года состоялось освящение Николаевского придела, которое совершил протоиерей Рузского Воскресенского собора А.П. Успенский.” К осени 1837 года храм внутри был оштукатурен и побелен известью.” По указу Московской духовной консистории от 18 октября 1837 года, накануне празднования Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных протоиерей Рузского Воскресенского собора А.П. Успенский освятил престолы: в храме св. Архистратига Михаила и в приделе св. пророка Илии. После освящения каменного храма деревянная церковь была разобрана. В 1932 году храм был закрыт, а в 1934 году, согласно постановлению Президиума Московского областного исполнительного комитета Советов р.к. и к.д. от 31 июля этого года, приспособлен под клуб. Последний настоятель священник Николай Васильевич Виноградский был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой 15 декабря 1937 г. В 1942 году, во время боев в селе Михайловском, церковь была серьезно повреждена, а в 1957 году разрушена. К настоящему времени частично сохранилась колокольня, в которой совершаются богослужения в теплое время года. Священномученик Николай родился 3 сентября 1873 года в Москве в семье священника Троицкой в Зубове церкви Василия Ильича Виноградского. Как это часто бывало в семьях духовенства, Николай Виноградский решил пойти по стопам отца. Он поступил в Волоколамское Духовное училище, а после его окончания в 1887 году продолжил образование в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1894 году. С 1895 года Николай Васильевич работал учителем в церковноприходской школе Спасского на Песках в Каретном ряду храма в Москве. Через два года он был рукоположен во священника и направлен в Крестовоздвиженский храм села Крестовоздвиженское Клинского уезда Московской губернии. В 18991901 годах отец Николай служил в городе Москве, затем, в течение 17 лет, с 1901 по 1918 год, в селе Рюховское Волоколамского уезда. Революция и последовавшие гонения на Церковь многое изменили в жизни отца Николая. Ему пришлось сменить много приходов: в 1918 году его направили в город Волоколамск, в 1924 году перевели в село Егорье Волоколамского района, затем в 1929 году – в село Лехачево Московского района, в 1931 году – в село Федоскино Дмитровского района. В двадцатые годы отец Николай был лишен избирательных прав как священнослужитель. В мае 1937 года он был переведен на последнее место своего служения – в село Михайловское Рузского района Московской области, где стал настоятелем храма в честь Архангела Михаила. К этому времени за ревностное служение Церкви отец Николай был возведен в сан протоиерея. Отец Николай Виноградский являл собою образец нестяжательного пастыря – у него никогда не было никакого имущества. И на последнем месте своего служения он жил в приходском доме, а заботу о его пропитании взяла на себя церковная община. Отец Николай жил одиноко, семьи у него не было. В неотправленном письме от 27 октября 1937 года он писал: «Живу теперь я один… вот так помонашески с Богом». У отца Николая и его новой паствы сложились самые хорошие отношения. В этом же письме он пишет: «Приходской церковный совет очень заботится обо мне». Из материалов дела видно, что самоотверженное служение отца Николая привлекало в храм много людей. За короткое время новому настоятелю удалось завоевать любовь и уважение прихожан, что особенно раздражало власти. По словам свидетеля обвинения, председателя колхоза, «Виноградский… в дни религиозных праздников созывает в церкви многолюдные собрания верующих, задерживая последних по целым дням и тем самым срывая полевые работы». Очевидно, что новая волна репрессий 1937 года не могла обойти стороной такого пастыря. Арестовали отца Николая 27 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и заключили под стражу в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь потребовал назвать людей, с которыми отец Николай поддерживал тесные связи. Понимая, что это может иметь самые трагические последствия, отец Николай ответил: «Связи я ни с кем не поддерживаю». Обвинения в контрреволюционной деятельности он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 5 декабря 1937 года протоиерей Николай Виноградский был приговорен к расстрелу. Казнь священника состоялась 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, где он и был погребен в безвестной общей могиле.